"Шумер"

Шумеры - народ неопределённого этнического происхождения - мигрировали на юг через Малую Азию или Кавказкие горы и осели в южной Месопотамии. Хотя они и создали собственную цивилизацию практически одновременно с египтянами, однако никогда не образовывали устойчивого объединённого государства. Шумер был разделён на ряд независимых, постоянно воюющих городов-государств.

Самыми известными из шумерских городов были Ур, Урук, Ниппур, Киш, Лагаш, Умма. Всего же таких самостоятельных городов и областей было несколько десятков. Управляли городом и областью жрецы главного городского храма; верховный жрец чаще всего носил титул "эн" или "энси". Меньше всего с храмом был связан командир городского ополчения, называвшийся "лугаль". Однако и лугали часто происходили из жреческих семей. На протяжении долгого времени власть жрецов была в Шумере намного сильнее власти военных вождей.

Особое положение жрецов в Шумере подкреплялось хитро продуманной организацией храмового хозяйства. Сначала у храмов не было своей земли. Каждая деревня просто выделяла "богу" особый участок поля. Его обрабатывали все крестьяне вместе, а собранный с этого участка урожай деревенская община отдавала храму. Постепенно храмы забрали у общин эти земли и стали вести на них своё собственное хозяйство. Появились и зависимые от них люди, которые работали на храмовых полях за продуктовый паёк.

В Шумере очень рано была разрешена законом купля и продажа земли. Пользуясь этим, храмы всё время увеличивали свои владения; всё больше становилось безземельных крестьян. вынужденных батрачить на храмовых полях. Часть полей храм сдавал в аренду. Любой человек мог взять участок земли и вести на нём хозяйство, отдавая жрецам часть урожая. Получалось, что каждый крестьянин мог расчитывать на помощь от храма: бедняку храм обеспечивал кусок хлеба, малоземельному крестьянину - возможность обработать дополнительный клочок земли, а крепкому хозяину аренда давала возможность расширить производство и часть урожая продавалась на рынке. Поэтому крестьяне в Шумере крепко держались за храмы и часто вставали на сторону жрецов во время их ссор с лугалями, а позже - с царями.

Лугали стремились завоевать соседнии города, объединить страну и назвать себя царями. Для этого им нужно было превратить городское войско в свою собственную дружину, послушную всем приказам предводителя. Однако, у лугаля не было средств, чтобы содержать такое войско, поэтому он начинал торговаться с храмами и просил у них землю для раздачи её своим воинам. Взамен лугаль, по-видимому, обещал жрецам покорение городов-соперников и богатые подарки из военной добычи. Иногда лугалю удавалось получить доступ к храмовым землям, и тогда начинался бессовестный грабёж храмового имущества; лугаль сгонял с полей крестьян, сажал вместо них своих воинов, отменял раздачи продуктов населению, передавал храмовую землю по наследству своим сыновьям.

Что же изменилось в шумерских городах после перехода власти к военным вождям? Ответ на этот вопрос даёт история Лагаша. Однажды власть в этом городе захватил лугаль Эанатум. Используя богатства городских храмов он вёл успешные войны с сеседними городами и заставил их признать господство Лагаша. При этом гибли тысячи людей; соперники нередко разрушали платины на Ефрате и затопляли поля и селения друг друга.

Победы, одержанные такой ценой, радовали далеко не всё население. В Лагаше начались мятежи и один из преемников Эанатума Уруинимгина вынуждён был вернуть храмам их земли и восстановить многие из древних обычаев. Но было уже поздно. Лагаш настолько ослаб из-за внутренних раздоров, что в борьбе за спорные земли был разгромлен своим вечным соперником - соседним городом Умма.